Что сказал «пехоте» старший лейтенант?
Предлагаем вниманию наших читателей статью о встрече губернатора Псковской области Андрея Турчака с профактивом региона 6 апреля (мы упоминали об этой встрече в новости «Два процента от щедрот губернаторских»). Статья интересна тем, что наглядно показывает, как живут работники бюджетной сферы в провинции и как реагируют на их проблемы власти дотационного региона (опубликована на сайте «Псковская лента новостей» 7 апреля 2017 года и перепечатывается без купюр). Итак…
«Два процента индексации должностных окладов работников бюджетной сферы с 1 октября 2017 года, индексация их заработной платы в 2018 году на уровень официальной инфляции,
выравнивание ситуации по «дорожным картам», поскольку, как выяснилось, за первые два месяца 2017 года Псковская область выполнение майских указов провалила – вот далеко не весь перечень обещаний и предложений, который озвучил на встрече с профсоюзным активом губернатор Псковской области Андрей Турчак. Слово «предложения» хотелось бы подчеркнуть. Хоть глава региона ясно дал понять: крошечные 2% индексации – это все, что область в принципе может себе позволить, и это его последнее слово, но профсоюзные активисты своего последнего слова еще не сказали. Информацию от губернатора они
еще должны обсудить со всеми членами своих первичных организаций, донести свою
позицию до председателей областных организаций, а уже Президиум Псковского областного совета профессиональных союзов, заседание которого назначено на 11 апреля, должен будет решить - что с таким предложением делать.
«Этого джинна потом в бутылку не запихнешь!»
Наверняка во всех профсоюзных первичках бюджетных организаций Псковской области сегодня обсуждали не только предложения главы исполнительной власти, но и его реакцию на протестную активность профсоюзов. Благо, он этой реакции не скрывал: немалую часть своего вступительного слова посвятил выражению неудовольствия в связи с «уличной»
активностью профсоюзов в феврале-апреле 2017 года. Так сразу и начал, без обиняков: «Уличная активность – она на самом деле очень заразна. Можно один раз выйти на улицу, можно второй раз, на третий раз это кому-то может понравиться. И того джинна, которого вы настойчиво пытаетесь выпустить из бутылки, потом в эту бутылку не запихнешь».
Намекнул он членам профсоюзов и на свою значительную роль, сыгранную в в 2015 году в период выборов председателя Псковского облсовпрофа в различных московских кабинетах. По всему выходило, что если бы не исполнительная власть Псковской области, то 6 апреля 2017 года встречу с губернатором вела бы не Ульяна Михайлова. Но и не тот единственный официальный соперник (напомним, что это был председатель областной организации профсоюза работников инновационных и малых предприятий Игорь Иванов, много лет подряд стремящийся возглавить в Псковской области хоть что-нибудь – от района до бани).
Но бог с ними, с выборами, дело прошлое. Однако Андрей Турчак несколько раз подчеркнул, что сегодняшняя встреча – это вовсе не результат и не ответ на профсоюзные пикеты и митинги за индексацию зарплат бюджетников: «Я пришел сюда с конкретным решением, а не поболтать с трибуны и каким-то образом канализировать вашу уличную активность. Выходите, пожалуйста, но за этим выходом ничего не будет. Со мной в такой форме достигать каких-то договоренностей не получится. Я обещал, что к теме индексации вернусь. А я, если что-то обещаю, то выполняю. Но не через улицу, друзья мои. Я сам занимался улицей, работая в Москве».
При этом Андрей Турчак настолько часто возвращался к протестным акциям («Это страшная штука, не привыкайте к этому. Эта привычка, как инфекция, тем более, вы следили за теми
процессами, которые проходят в крупных городах. Нельзя этого делать. Мы с вами гаранты того, чтобы ситуация в регионе была стабильной. И не имеем никакого права сами раскачивать эту ситуацию!»), что возникла уверенность: терпение у губернатора за годы руководства областью выработалось вовсе не такое «железнейшее», как ему кажется.
«Нам стало легче дышать»
Впрочем, укреплению социального партнерства он также отдал должное, переходя к вопросу индексации: «За последние годы наши отношения эволюционировали, мы стали более внимательно относиться к такому инструменту, как трехсторонняя комиссия. Мы доросли до того, что было подписано региональное соглашение о минимальной заработной плате. Мы когда вместе вводили социальный пакет, которого никогда в регионе не было – оздоровление, путевки… Наступил 2014-й год, вы помните все события, с этим годом связанные, я честно, глядя вам в глаза, сказал: мы на следующий год не сможем это сделать. Мы вынуждены ввести временный мораторий. Да, естественно, я предполагал, что к 2016-му году ситуация изменится и мы вернемся к вопросу индексации. Мы не вернулись, потому что мы не могли этого сделать. Если бы мы хоть на неделю или на две сорвали бы выплату заработной платы, или если бы мы хоть один раз на новогодние праздники отправили бы людей без копейки в кармане, у вас были бы вопросы к нам. Но мы вместе с вами все эти тяжелые годы выполняли взятые на себя социальные обязательства. Сейчас ситуацию немного меняется. Если сравнивать по поступлениям доходов первый квартал 2017 года и то, что было в январе-феврале 2016-го, то определенный оптимизм у нашего финансового управления ситуация
вызывает. Нам стало легче дышать».
Итак, нужна ли индексация - этим риторическим вопросом губернатор задался вскоре и сам же на него ответил. «Безусловно, нужна. Но тема заработной платы работников бюджетной сферы – это не только индексация, это еще и выполнение «дорожных карт», которые были
подписаны профильными министерствами, это выполнение указов президента, которые у нас не выполняются! Давайте, может, об этом еще поговорим? За первые два месяца 2017 года мы ситуацию провалили. Если в среднем брать температуру по палате – на 25%. Мы это видим и признаем», - заявил губернатор.
Хорошие новости уже всем известны: соответствующее поручение на перерасчет, чтобы за первый квартал отдать людям недополучено, уже дано. Кроме того, достигнута договоренность с Министерством финансов о том, что Псковская область дополнительно получит 600 млн рублей на заработную плату - сверх той цифры, которая утверждена сейчас в бюджете Псковской области. И еще 600 млн федеральных рублей будут направлены на выполнение социальных обязательств. Поэтому еще на коллегии областного образования Андрей Турчак сказал директорам образовательных учреждений и главам районов по «социалке»: деньги не придерживать, стимулирующие начислять в полном объеме, не страшась конца года, когда может остро встать вопрос о выплате зарплаты. В этом году, как заверил губернатор, не встанет, все будет хорошо. Депутаты областного Собрания будут принимать соответствующие поправки в областной бюджет во втором полугодии 2017 года.
Что касается индексации, то этот вопрос нельзя решить без согласования с Министерством финансов. «У каждого региона есть подписанное соглашение с Министерством финансов, в котором прописаны меры поддержки каждому субъекту, но прописаны и обязательства каждого субъекта и ограничения на те или иные решения, которые администрация того или
иного региона вправе принимать без согласования с Минфином. Так вот, вопросы индексации, увеличения штатной численности, создания новых бюджетных учреждений – это те вопросы, которые мы должны согласовывать с Министерством финансов РФ», - сообщил Андрей Турчак. А также сообщил, что понимая все свои политические и финансовые риски (к последним, например, относится возврат поддержки, непредоставление тех самых 600 млн рублей на заработную плату, другие санкции), он понимает и другое: вопрос с индексацией назрел. «Мы договаривались, что будет год моратория, вы потерпели и в 16-м году, 17-м году мы обязаны все-таки подойти к индексации. Но мы сможем позволить себе в этом году только одно повышение, одну индексацию, которую мы предлагаем провести 1 октября. Мы можем проиндексировать фонд оплаты труда работников бюджетной сферы всего на 2%», - твердо сказал Андрей Турчак.
Зал в этот момент ахнул. И, надо понимать, не от щедрости предложения. Тем более, что
индексация фонда оплаты труда - это не индексация должностных окладов. Но уже потом, в ходе неформального общения губернатор подтвердил, что речь всё же должна идти об окладах. «Начиная с 2018 года, в рамках бюджетного процесса я гарантирую, что мы придем к компенсации и вернемся к той схеме индексации на уровень официальной инфляции. Возможно с разбивкой. Это всё, что мы в данной ситуации сможем сделать», - признал Андрей Турчак. Больше, по его словам, бюджет не выдержит. И плюс работа по дорожным картам. Так что не всё так плохо, давайте переписывать лозунги на мирные и все вместе отмечать 1 мая.
«Врачей нет, но вы лечитесь»
На предложение мирится, солидаризироваться и праздновать профактив мгновенным согласием не ответил. Тем более, что пришло время вопросов и ответов, а они к праздничному настроению не располагали.
Так, участковый врач-педиатр из Новосокольников Владимир Елисеев спрашивал, когда получит поддержку участковая служба: «Участковая служба - это пехота, которая стоит на страже нашего здоровья. На сегодня вы, наверное, в курсе, по данным Академии труда
участковые врачи имеют 80% от средней заработной платы. У нас средняя зарплата по району, по информации главы, 20 тысяч рублей. У меня заработная плата за февраль получилась 14 тысяч рублей (первая категория, стаж 35 лет). Притом, что мы сейчас пережили эпидемию, пока она не пошла на спад, мой телефон не выключался сутками. ОНФ и профсоюзы к вам обращались еще в прошлом году с тем, чтобы участковые службы, которые есть в каждом районе, получили поддержку. Когда у нас было последний раз совещание врачей-педиатров – это была встреча союза пенсионеров. Они работают из последних сил, молодежь на такую зарплату и такую нагрузку не идет. Если такая обстановка сохранится, то нам придется перефразировать премьер-министра Медведева: «Врачей нет, но вы лечитесь».
Андрей Турчак готовность поддержать выразил. «Эта тема звучала и на коллегии областного здравоохранения, по отдельной поддержке именно этой категории. Мы это обязательно рассмотрим. Исходя из реальных возможностей нашего бюджета, понимая, что коэффициента совместительства (такого, как у специалистов) у вас добиться тяжело. Будем
искать какие-то средства у себя. Мы понимаем вашу проблему», - заверил губернатор.
Представитель Псковской городской больницы говорила о нехватке медсестер и врачей на фоне низкой зарплаты: «Мы два года не видим стимулирующих, притом, что интенсификация труда максимальная, у меня полторы ставки, 4 дежурства по приемному отделению - 15
тысяч зарплата и 5 аванс». Тут Андрей Турчак заинтересовался: «А куда делись стимулирующие?» И услышал ответ: «Говорят, нет фондов». Председатель областного
комитета по здравоохранению Игорь Потапов уточнил: «По каким отделениям?» - выяснилось, что по всем. «По городским больницам у нас зарплата остается прежней - 37 тысяч», - вроде как даже удивился Игорь Потапов. Медики (и не только) рассмеялись. Андрею Турчаку даже пришлось заступиться за подчиненного: «А что смешного сказал Потапов? Есть
данные статистики, дорогие мои!» Но тут же вернулся к «пониманию ситуации». Тем более, что даже вопрос о двухпроцентной индексации для работников здравоохранения остается туманным. И председатель комитета по здравоохранению об этом честно сказал, точнее, напомнил: «80% фонда оплаты труда - это средства обязательного медицинского страхования, 20% это бюджет. ФОМС на сегодня не говорит, что выделит дополнительные средства. И сегодня остаются 4 млрд 190 млн, которые по ОМС заложены на оплату труда».
Губернатору это напоминание пришлось кстати: он, в свою очередь, напомнил, что во многих учреждениях здравоохранения эти средства «не добираются» - за счет недовыполнения плана по диспансеризации. «В районах есть учреждения, где этот план выполнен на 25%, это
живые деньги, которые не пришли в учреждение и не пошли на фонд оплаты труда», - посетовал он. Но относительно обеспокоенности коллектива горбольницы выразил уверенность, что главный врач Алексей Васильев с ситуацией по стимулирующим справится.
«Они спрашивают: как на это жить?»
Представители Великолукской межрайонной больницы рассказали, что компенсация за жилищно-коммунальные услуги для сельских специалистов составляет 1100 рублей, но только при условии работы на одну ставку. Когда в штатном расписании этой ставки не имеется, медицинскийработник работает по совместительству. И, работая на полную ставку (а то и больше), фактически состоящую из двух по 0,5, получает компенсацию в размере
лишь 50% от этих 1100 рублей. «Это несправедливо, мы это посчитаем, что сможем
– сделаем», - пообещал Андрей Турчак. И не один раз за встречу, потому что эта ситуация касается не только работников здравоохранения, но и всех бюджетников, работающих на селе.
Главный врач Псковской станции переливания крови, полковник медицинской службы Владимир Дубинин (он представился так полно и так четко, что губернатор в ответ встал, отрапортовав: «Старший лейтенант запаса Турчак!») также говорил о том, что среди медсестер, работающих на станции - 70% пенсионеров. «В конце 2014 года сразу три медсестры ушли на пенсию, мы подобрали из медучилища трех хороших девочек, учили год, они трудились, а после того, как индексации два года не было, они нашли другое место работы. На станции переливания крови не каждый врач и медсестра может работать. Но у медсестры оклад 7 тысяч рублей, за вредность - 1500, стимулирующие - в пределах 2 тысяч, в целом 10 тысяч, минус 13%, на руки - 8600. А прожиточный минимум 11 316. Они спрашивают, как на это жить?» - переадресовал полковник вопрос своих подчиненных старшему лейтенанту.
Вот на этот вопрос губернатор ни разу не ответил. Ни полковнику, ни педагогам из Тямши,
спрашивавшим, как на 13 тысяч молодому учителю начальных классов содержать
себя, жену в декретном отпуске и еще снимать жилье?
Зарплата ниже нижнего
Не ответил и работникам Псковского музея-заповедника, 80% которых получают зарплату от 7500 до 9500 рублей. Хотя нет, им как раз отвечал. И разговор этот был долгий, и вести его
губернатор совсем не хотел. Но один совет (и судя по реакции сотрудников музея - тоже не в первый раз) дал: музей должен зарабатывать! На всем! Как это делать, по мнению Андрея Турчака, хорошо показывает Изборский музей-заповедник. Но даже далекому от музейного дела человеку сравнение этих двух учреждений показалось бы не корректным. И обидным.
Губернатор это чувствовал и даже попросил директора музея Юрия Киселева: «Юрий Николаевич, без обид». Но обида явно чувствуется и растет. И не со стороны директора.
У председателя первички из Великолукского лесотехнического колледжа Елены Федоровой другая обида: до недавнего времени профсоюз гордился тем, что может помочь людям получить жилье в общежитии. Сегодня счет на коммунальные услуги за комнату 18 кв. метров
составил 3990 рублей! А проживающие в ней не могут получить субсидию на ЖКУ, потому что статус общежития не предполагает ее выделения. Губернатор взял у нее коммунальные счета, пообещал разобраться.
Заметим, что со стороны исполнительной власти на встрече солировал губернатор. Руководители профильных комитетов и управлений давали короткие пояснения по его просьбе. Но дискуссия между председателем комитета по культуре Жанной Малышевой и председателем областной организации профсоюза работников культуры Наталией Родионовой разгорелась без его помощи. Жанна Николаевна эмоционально бросилась спорить с утверждением, что ни в одном муниципальном образовании не выполняется культурная «дорожная карта». Такую информацию профсоюзная сторона почерпнула из отчета председателя Государственного комитета по труду и занятости населения Сергея Аржаникова. Кроме того, Наталия Родионова заметила, что в семи районах зарплата работников культуры в 2016 году уменьшилась по сравнению с 2015 годом. «По данным Росстата 19 муниципалитетов выполнили дорожную карту, в 13-м году их было только 9. С 2013 по 2016 годы в муниципалитетах заработная плата увеличилась на 29,2%. Мы превысили средний показатель по России», — торопилась опровергнуть жизнь Жанна Малышева. И вызвала даже легкое раздражение Андрея Турчака: «Вы опять оперируете
процентами. Зачем? Вы возьмите абсолютную цифру. Зарплата ниже нижнего. Дорожные карты выполняются в процентах, а зарплату люди получают в деньгах».
После такого признания в зале вырос уровень симпатии к главе региона. В конце встречи представители организации профсоюза работников образования Псковского района даже благодарили его – за проявленное внимание.
«Хотели замылить, а вы не дали»
Но до этого работники образования успели поднять много тяжелых вопросов. Тямшанская гимназия спрашивала о том, когда начнут обеспечиваться хозяйственные нужды школ: нет
денег на учебники, не хватает на оплату услуг ЖКХ, на оплату технического персонала. «У нас огромнейшая школа, в которой всего две технички, а третьей мы доплачиваем из стимулирующего фонда. Как будут оплачиваться эти нужды, откуда берутся нормативы на содержание?» - спрашивали учителя. И развернутым ответом начальника управления образования Александра Седунова не удовлетворились: по учебникам вопрос решается, но есть нюансы, в том числе связанные с неподконтрольной линейкой учебников, которые будут уходить из федерального перечня. По содержанию школ – это вопрос, скорее, к главам муниципалитетов, поскольку на эти цели должны выделяться деньги районного бюджета, в том числе на технический персонал. «Вы на глав всё не перекладывайте. Там, где нормальный глава, всё нормально», - неожиданно дал оценку главе Псковского района Андрей Турчак.
А председатель областного совета молодых педагогов Александр Белов подкинул ему вопрос, о котором в администрации области, похоже, никто не помнил. Даже не сразу поняли, о чем
речь. «В январе 2016 года отменили выплаты молодым педагогам за три года работы», - начал молодой педагог. «Первый раз слышу»,- поразился губернатор. «Никто не отменял», - почти потрясенно подтвердил Александр Седунов. Но всё быстро прояснилось: подъемные молодым педагогам не отменяли, а вот выплату двух средних зарплат - да. «Так когда будут выплачены деньги тем, кто уже отработал? В том числе тем, у кого третий год пришелся на 2017-й – эти специалисты начали работать еще во время действия этой льготы?», - уточнил Александр Белов. «Я дам поручение, всё будет погашено», - пообещал губернатор. И пошутил: «Видите, хотели замылить, а вы не дали»
А начальник управления образования обещал разобраться с другими поступающим вопросам: может ли рассчитывать островская школа №7 на перерасчет норматива? Что будет со стимулирующими выплатами у педколлектива вечерней школы г. Пскова (три месяца
из стимулирующего фонда не получают ни копейки) и т.д. Про возможность строительства новой школы в Пскове (плюсом к той, что уже откроется с 1 сентября на дальнем Завеличье) ответил сам губернатор: пообещал, что новая школа в Пскове не последняя, но в ближайшем будущем ждать не приходится. Федеральный центр, с учетом того, что в Великих Луках тоже новое школьное строительство, с выделением средств на эти цели частить не будет. А в Пскове все завеличенские школы перегружены. И та, что строится в районе улицы Балтийской, их не спасает…
Председатель областной организации профсоюза работников образования Наталья Горбачева еще раз уточнила: будет ли дано поручение о том, чтобы 1100 рублей компенсации за ЖКУ сельским педагогам платилось вне зависимости от ставки? «Мы договорились, что подсчитаем», — уже с меньшим энтузиазмом ответил Андрей Турчак.
Но энтузиазм к тому времени (встреча шла более двух часов и в очень напряженном формате) иссяк уже у многих. Прощались теплее, чем здоровались. При этом все понимают, что у профсоюзной стороны работа с озвученными предложениями только начинается, как
бы кто-то не торопился заявить о достижении договоренностей».
Автор - Елена Ширяева
P. S. Что думаете, господа, об этой политике кнута и пряника и заигрывания с профсоюзами?
Комментарии 0